Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 мая 2024 12:05

Андрей Рубецкой: «В фильмах с детьми нужно быть максимально честными»

Андрей Рубецкой: «В фильмах с детьми нужно быть максимально честными»

В 2024 году анимационная студия КиноАтис – один из лидеров в области анимации в России – отмечает 20-летний юбилей. 

Режиссер и сценарист сериалов «Белка и Стрелка. Озорная семейка», «Белка и Стрелка. Тайны космоса» и многих других проектов студии Андрей Рубецкой рассказал в интервью корреспонденту портала ПрофиСинема, как создавались эти сериалы, в чем секрет успеха франшизы про собак-космонавтов, про работу над новым многосерийным проектом «Йети и дети» и многое другое.

Елена Трусова:
В этом году студии КиноАтис исполняется 20 лет. Сколько лет вы прошли вместе с компанией, когда присоединились к коллективу? Расскажите, какими были эти годы.

Андрей Рубецкой:
На студии КиноАтис начал работать аниматором в 2004 году, тогда компания называлась ЦНФ Анима. До этого работал на телевидении, в штате студии Союзмультфильм, Рен-ТВ, а потом несколько лет делал игры – для меня геймдев оказался скучным и однообразным занятием, поэтому с удовольствием начал делать проект «Необыкновенные приключения Карика и Вали» — тогда я первый раз почувствовал в себе силы пробовать себя и на режиссерском поприще. 

Вернулся на КиноАтис и пробовал себя как сценарист и режиссер я на многосерийном проекте «Белка и Стрелка. Озорная семейка». У меня не было режиссерского образования, но я напросился сделать пробную серию. Внезапно мой дебютный эпизод под названием «Самый любимый» показал неожиданный успех и его взяли в ротацию на фестивалях, как на российских, так и зарубежных. Эта была серия про то, как дети Белки и Стрелки решили выяснить, кого из них родители больше любят. Сюжет был не совсем детским, но актуальным. С этого момента я набрался наглости и стал довольно самоуверенно делать серии. (Смеется.) 

Спустя некоторое время генеральный директор студии Вадим Сотсков предложил мне разработать многосерийный проект для более взрослой аудитории, чтобы сериал выходил в поддержку полнометражных проектов про Белку и Стрелку. Тогда я придумал концепцию сериала «Белка и Стрелка. Тайны космоса» про базу на Луне, где живут и трудятся Белка и Стрелка и их друзья. Все персонажи – российско-американская команда – взяты из полнометражного фильма. Всего мы сделали 52 серии. Сериал стал популярным у юных зрителей, его показывали в разных странах мира, а также на большом экране – в регулярном анимационном киножурнале «МУЛЬТ в кино».


Я очень горжусь этим проектом. Этот развлекательно-познавательный сериал знакомит аудиторию с интересными фактами про космос, планеты Солнечной системы и многое другое. И, работая над сценарием, я не пытался обходить стороной какие-либо сложные или неудобные темы или термины, делая скидку на то, что дети что-то не поймут. Персонажи влюбляются, впадают в депрессию, делают научные открытия и попадают в смертельные опасности. Судя по комментариям, которые оставляли под эпизодами сериала на Youtube, оказалось, что дети все прекрасно считывают и понимают. Детям необязательно все разжевывать, с ними нужно быть максимально честными и естественными. Дети моментально считывают любую фальшь.

Елена Трусова:
Как вы отбирали научные факты для эпизодов?

Андрей Рубецкой:
В каждом сериале есть определенные правила. Количество героев и количество локаций должны быть примерно одинаковыми, никто из основных персонажей не должен исчезнуть и, как правило, не появляются новые герои. 

Конкретно в «Тайнах космоса» мы работали по следующей схеме: в интернете искали научные факты о космосе, и если факт интересный, то вокруг него строился сюжет; помимо научной составляющей, в каждой серии есть диалоги-конфликт-обсуждение и приключенческая часть с погонями и другим экшеном.

Елена Трусова:
В прошлом году как раз была завершена работа над сезоном проекта «Белка и Стрелка. Тайны космоса». Расскажите, есть ли у вас эпизоды, которые вы особенно выделяете из числа остальных?

Андрей Рубецкой:
Некоторые сюжеты мы заимствовали из литературы, переделывая их. Например, есть серия «Ревизор», когда с Земли приехал робот инспектировать лунную станцию. Есть очень интересная серия про черные дыры – я как-то прочитал интересный факт про то, что черная дыра может менять размер из-за воздействия на нее музыки. Так, в сериале герои пели ей колыбельную и этим спасли Луну и Землю.

Была еще смешная серия про крыса Веню, которого одолевали навязчивые идеи, что на нем ставят опыты, как обычно делают с крысами. Большая часть сюжетов «Тайн космоса» мне – честно – очень нравятся.


Елена Трусова:
Проект «Тайны космоса» был запущен в 2018 году, а ранее «Белка и Стрелка. Озорная семейка», о котором вы также говорили. Во Вселенную Белки и Стрелки также входят полнометражные фильмы, которые также пользуются большим успехом у зрителей. В чем, на ваш взгляд, кроется успех франшизы?

Андрей Рубецкой:
Мне кажется, что есть темы так сказать «намоленные». Белку и Стрелку знают все поколения. Это собаки-герои уже много поколений вызывают у людей гордость и добрую улыбку. Отчасти это и сыграло свою роль – Белка и Стрелка стали настоящими героями, когда появились и на экранах. Во франшизе их наделили яркой индивидуальностью, за их приключениями интересно наблюдать. Это узнаваемые герои, но без суперспособностей и со вполне житейскими проблемами и неоднозначными характерами – им легко сопереживать и их невозможно не полюбить.

К тому же на всех проектах франшизы «Белка и Стрелка» задействовано много талантливых людей, полнометражные фильмы снимали мои коллеги: Инна Евланникова и Святослав Ушаков. А музыку писал замечательный композитор Иван Урюпин. Они настоящие профессионалы своего дела.

Елена Трусова:
В конце прошлого года на питчинге в Минкульте был представлен сериал «Йети и дети» про приключения таинственного «снежного человека». Расскажите о проекте, на какой он сейчас стадии и как идет работа над ним? 

Андрей Рубецкой:
Проект «Йети и дети» я придумал давно, когда впервые попал зимой на лыжный курорт. Кругом были красивые, спортивные люди в ярких экипировках, солнечных очках и с белоснежными улыбками. Все выглядело как отдельная счастливая вселенная посреди гор, маленьких ресторанчиков и кондитерских. Сразу захотелось снять мультфильм про этот веселый беззаботный мир. А чтобы добавить в него приключений, появилась идея о Йети, поселившимся в лесу около лыжных трасс. 

Сюжет о Йети не нов, но в нашем сериале свои особенности – у нас Йети папа, у него двое маленьких детей, о которых он заботится и как может защищает от окружающего мира. Сам он простодушный и абсолютно безобидный, единственная его слабость – сладости и варенье. Когда проходит слух, что в маленьком горном городке появился Йети, сюда съезжаются директора зоопарков, любители сенсаций, блогеры, браконьеры. Каждая серия – это очередная неудавшаяся попытка поймать Йети, во многом потому, что на его защиту встают отважные местные дети – Лиза, Борис и Филипп.

Даже в таком достаточно простом и понятном сюжете я попытался раскрыть важные и актуальные темы – о ценности природы и животного мира, о необходимости бережного к ним отношения, о важности дружбы и доброты к окружающим.

Это международный, понятный всем проект – в сериале не будет прямой речи, все будет решено на уровне мимики и жестикуляции – после «диалоговых» сериалов это рискованно, но очень интересно. Постараемся справиться.


Елена Трусова:
Мне кажется, это самое сложное – работать над проектом без диалогов, построить историю на гэгах, удержав внимание зрителей. Каким образом решаете эту задачу?

Андрей Рубецкой:
В каждой серии будет внятная история. Например, в одном эпизоде Йети-сладкоежка хитрым способом останавливает грузовик с фруктами и утаскивает их к себе в лес. Дети помогают ему избежать мести разозлившихся людей, которых он обокрал. В другой серии один из детенышей Йети забирается в машину к Борису и отправляется путешествовать, не думая, как отреагирует заботливый папаша. И здесь репликами ничего объяснять не требуется. 

Елена Трусова:
В каких локациях будет развиваться основное действие сериала?


Андрей Рубецкой:
Лес, где живет Йети, и заснеженный городок в горах, где и располагается лыжный курорт. Это очень маленький город, в котором есть мэрия, полицейский участок, кондитерские и овощные лавки, ресторанчики для туристов. Наш художник-постановщик Алексей Чистов воссоздал собирательный образ из всех подобных городков мира.

Сейчас наша небольшая творческая группа трудится над проработкой всех персонажей истории. Много спорим и обсуждаем отдельные детали: так, например, недавно не могли прийти к единому решению о том, насколько широко должен открываться рот у Йети или насколько будут длинные ноги у собачки начальника полиции. Также я работаю над черновым аниматиком, и герои сериала уже начинают жить и двигаться.

Елена Трусова:
Сколько человек в творческой команде проекта? Основная работа над проектом будет проходить в филиале студии КиноАтис, расположенном в технопарке Саров?

Андрей Рубецкой:
Работать над проектом будет та же команда, что и над сериалом «Белка и Стрелка. Тайны космоса», но также подключатся аниматоры из Сарова. 

Сейчас в нашей творческой работе задействованы пять человек, затем присоединятся аниматоры – 5-6 человек, финальную картинку будут делать 2-3 человека. Думаю, что в итоге в проекте «Йети и дети» будет задействовано примерно 20 профессионалов. Очень приятно снова поработать с родным коллективом, с которым есть полное взаимопонимание и с которым мы, как говорят, «съели пуд соли».


Елена Трусова:
Главный герой – мифический Йети – как вы говорили ранее, не такой уж и опасный, он добряк и сладкоежка. Из чего складывался образ персонажа? Какими героями вы вдохновлялись и есть ли у него прототипы?

Андрей Рубецкой:
Не нужно было придумывать все с нуля. Йети – очень раскрученный персонаж, поэтому мы вспоминали все известные образы «снежного человека» из фильмов и сериалов, и из них составили своего героя. Но несмотря на то, что он узнаваемый, в то же время наш Йети должен быть уникальным. Скажем, обычно в фильмах Йети нелюдимый одиночка страшного вида – у нас же это заботливый отец и любитель сладенького. И несмотря на то, что иногда он больше похож на огромную гориллу, в нем есть чувство прекрасного и он, безусловно, положительный персонаж.

Елена Трусова:
Расскажите про других героев истории – детей Лизу, Бориса и Филиппа – и других персонажей. 

Андрей Рубецкой:
Лиза, Борис и Филипп – основные персонажи, именно они будут спасать Йети от любителей сенсаций и громадного выкупа. Они находчивы, смелы и искренне любят своего лохматого друга и знают его слабости. А в остальном это обычные дети. Лиза любит поплакать и попаниковать, Филипп изобретателен и смел, Борис неповоротлив и спокоен. В каждом классе любой школы мира есть такие дети.

В сериалах всегда ограниченное количество героев, и у нас будет базовый набор. 10-12 основных персонажей, в том числе родители Бориса, владелец кондитерской, полицейский, популярная блогерша, приезжие охотники, и аморфные местные жители.

Обычно пять-семь серий персонажи еще трансформируются и меняются на глазах, обретая характеры и индивидуальность. За этим очень интересно наблюдать. Жду с нетерпением. 

Елена Трусова:
На какую аудиторию ориентирован сериал? 

Андрей Рубецкой:
Мы ориентируемся на младший школьный возраст, примерно на ту же аудиторию, что и в «Тайнах космоса». Ружья в нашем сериале не будут по-настоящему стрелять.

А сами детские персонажи фильма будут в возрасте от 6 до 11 лет.


Елена Трусова:
Вы не только снимаете фильмы для детей, но и проводите всевозможные мастер-классы и лекции, показывая и рассказывая об анимации. Как дети реагируют на ваши работы, какие вопросы чаще всего задают? 

Андрей Рубецкой:
Дети очень прямолинейны и абсолютно лишены лукавства. Как-то мы устраивали показы серий «Озорной семейки» для нескольких классов разных школ, и когда маленькие зрители были полностью увлечены сюжетом, они практически не двигались, а когда какой-либо эпизод им не очень нравился или был непонятен, то они начинали отвлекаться или просто вставать с места и ходить по залу. Это для меня был хороший маркер. 

Что касается вопросов из зала, то бывают очень непосредственные и неожиданные вопросы. Одна девочка спросила, сколько мне лет, а когда я ответил, что 54, то она прокомментировала: «Как вы молодо выглядите!» Было смешно.

Дети – потрясающая аудитория. Более того, я уверен, что из многих бы вышли отличные сценаристы или режиссеры. Очень приятно, что у нас в стране увеличивается количество детских школ анимации. 


Елена Трусова:
Недавно вы также выпустили свой авторский анимационный короткометражный фильм «Исчезающий папа». Расскажите, над чем работаете сейчас, помимо «Йети и дети», есть ли у вас какие-то идеи для будущих проектов? 

Андрей Рубецкой:
Сейчас обстановка с зарубежными фестивалями не слишком благоприятная, но даже несмотря на это фильм «Исчезающий папа» был показан на двадцати различных фестивалях, в том числе в Испании, Португалии, Бразилии и Индии. Сюжет грустный, но очень актуальный и животрепещущий: папа находит другую женщину, и если мама понимает все конкретно, как взрослый человек, то для ребенка исчезновение папы происходит буквально – папа начинает растворяться в воздухе.

Так же осенью я получил финансирование на следующий проект, сейчас по нему идет подготовительная работа. Это сложная драматургическая работа про некий черно-белый мир, из которого герой вместе с семьей сбегают в другой – цветной и веселый. Однако по прошествии времени он начинает скучать по старому миру. Мне всегда казалось, что сменить страну проживания гораздо сложнее, чем это кажется. Об этом писали Довлатов, Аксенов, Савицкий и другие писатели, попавшие в эмиграцию. В отличие от литературы, в своем фильме для описания этого состояния я буду использовать визуальные приемы – в основном работать через свет и цвет. 

Так сейчас у меня очень сложное, но очень интересное и насыщенное время. Хочется все успеть и ничего не забыть.

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Анимационная студия КиноАтис

Другие статьи по теме Кино- теле- стриминговое производство

Реклама